Критерии выбора рекламных площадок и средств интернет- рекламы.
Планирование при разработке рекламных кампаний - это ответственный и основной этап, который позволяет избежать многих ошибок еще до начала рекламной кампании, а также позволяет получить представление о будущей рекламной кампании и является неким руководством к действию для рекламиста.
Перед началом составления меди-плана необходимо определить ряд параметров, от которых в большей степени будет зависеть конечный результат:
1) Разработка медиа-брифа;
2) Бюджет рекламной кампании;
3) Время проведения рекламных кампаний;
4) Опыт прошлых рекламных кампаний;
5) Анализ рекламных кампаний конкурентов;
Первоначальным и основным этапом является разработка медиа-брифа рекламной кампании.
Медиа-бриф представляет собой некий документ, где содержится информация для принятия решений при медиа-планировании и формировании креативной стратегии. Бриф может быть разным в зависимости от целей и задач рекламной кампании. Так, например, если целью рекламной кампании является продвижение фирмы и формирование её имиджа, то медиа-бриф
будет содержать пункты, позволяющие решить именно эту задачу. Но чаще всего брифы делаются для товарной рекламы. Такой вид брифа и будет рас- смотрен в далее.
Медиа-бриф для планирования и проведения рекламных кампаний:
1. Маркетинговые цели и задачи. Необходимо четкое представление целей и задач, на основании которых будет делаться анализ эффективности рекламной кампании. Это может быть вывод нового продукта на рынок, увеличение продаж, повышение узнаваемости торговой марки и т.д.
2. Описание продукта. Описание с точки зрения полезности для потребителя и сравнения с конкурентами, плюс к этому - преимущества товара (услуги), его особенности, технические характеристики; документарные подтверждения при необходимости. Указание реальных и мнимых свойств и преимуществ товара.
3. Ситуация на рынке.
Конкурентная среда, доли рынка, динамика рынка. Опыт и прогнозы, сезонность спроса, структура рынка, факторы влияния на рынок, ёмкость, эластичность по различным факторам, иные значимые параметры.4. Целевая аудитория, описание.
4.1 географический принцип: регион (область), округ (район), город,
Ф плотность населения, климат;
4.2 демографический принцип: возраст, пол, национальность, семейное положение, этап семейной жизни, размер семьи, образование, религия (убеждения), род занятий, уровень доходов;
4.2 психографический принцип: общественный класс, образ жизни, тип личности; поведенческий принцип: повод для совершения покупки, искомые выгоды, статус пользователя, интенсивность потребления, степень приверженности, отношение к товару, степень готовности к
I* восприятию товара.
4.4 портрет потенциальной аудитории:
| Потенциальная аудитория,Москна - V/ | % |
| Всего | 100,0 |
ВОЗРАСТ
| 18 - 24 лет | |
| 25 - 34 лет | |
| 35 - 44 лет | |
| 45 - 54 лет |
ОБРАЗОВАНИЕ
| Среднее, среднее специальное образование | |
| Высшее или неоконченное высшее образование | |
| Ученая степень кандидата или доктора наук |
ДОЛЖНОСТЬ
| Руководители, топ-менеджеры, высокооплачиваемые специалисты негосударственных структур | |
| Руководители, высокооплачиваемые специалисты государственных структур (государственные служащие) | |
| Среднетехнический персонал | |
| Учащиеся, студенты | |
| Другое |
ДОХОД НА ЧЛЕНА СЕМЬИ
| Менее $300 на члена семьи | |
| $300-$500 | |
| Более 500$ на члена семьи |
ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТОЧКИ
| Пользуются |
МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕФОНЫ
| Имеют личный мобильный телефон |
ПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОМПЬЮТЕР
| Есть персональный компьютер дома |
ИНТЕРНЕТ
| Домашний ПК подключен к Интернету (среди имеющих дома ПК) |
ПОЕЗДКИ ЗА ГРАНИЦУ
| Выезжали за последние 12 мес. |
ДЕЛОВЫЕ ПОЕЗДКИ ЗА ГРАНИЦУ
| Совершали деловые поездки за границу (из тех, кто ездил) |
ПРЕДПОЧИТАЮТ ПРОВОДИТЬ ОТПУСК
| За границей | |
| В России и СНГ |
4.5 Устоявшиеся мнения потребителей: Если товар давно присутствует на рынке, то у потребителей (потенциальных потребителей) сложилось определенное (возможно, но не обязательно - барьерное) мнение о нем.
4.6 Тон коммуникации: Интонационная окрашенность, особенности, связанные с особенностями аудитории или продукта.
4.7 Ограничения в разработке креатива: Технологические, маркетинговые, этические, юридические, иные; документарные подтверждения при необходимости.
5. Дополнительные каналы информирования потребителя: Как еще, кроме Интернет-рекламы, планируется продвигать продукт?
6. Виды работ по рекламной кампании.
1) Разработка и создание образа (системы образов) нового продукта.
2) Слоган (и его визуальное решение)
3) Развитие идеи в различных формах рекламных коммуникаций в Интернете (баннерная реклама, текстовая реклама, комбинированная реклама)
4) Сценарий баннеров, имедживых флеш-заставок.
5) Разработка рекламных материалов в т.ч. промо-сайтов.
*
6) Разработка медиа-плана и размещение рекламы.
7) Анализ хода рекламной кампании и корректировка параметров.
8) Подготовка аналитических отчетов и выработка рекомендаций для следующих рекламных кампаний.
7. Временные рамки рекламной кампании. Создание временной таблицы привязанной к этапам рекламной кампании.
Приведенный медиа-бриф является источником информации при формировании рекламной стратегии, которая подразумевает также и выбор рекламных площадок.
Существует большое количество используемых рекламных площадок и средств рекламы в Интернете - тематические сайты, рассылки, поисковые системы, каталоги и т. д. Далее выделяются основные факторы, которые следует учитывать при формировании плана размещения рекламы.
Одним из первых решений при проведении рекламной кампании должно быть определение целевой аудитории. Принятие этого решения позволит перейти к следующему шагу - выбору сайтов или баннерных систем, охватывающих эту целевую аудиторию.
По предложению диссертанта аудиторию того или иного ресурса мож- но оценить при помощи нескольких методов. Во-первых, это можно сделать по такому признаку, как тематика. Во-вторых, для получения более точного и подробного демографического портрета аудитории можно воспользоваться такими методами, как проведение опросов или использование данных исследовательских компаний.
Первый способ - это опросы, проводимые на сайте. Анкетирование посетителей может дать достаточно полную демографическую картину, но следует учитывать, что в опросах принимают участие, как правило, люди с определенным складом характера и с наличием свободного для этой проце-
дуры времени. Поэтому при необязательных опросах следует иметь в виду погрешность, сформированную из-за этого фактора.
Несколько проще проведение опросов на ресурсах, имеющих обязательную регистрацию, например, сайта с большим количеством списков рассылки, сайга, предоставляющего бесплатную службу электронной почты, и т. д. В этом случае погрешность может возникать только в случае неправдивых или неполных ответов, полученных от зарегистрированных пользователей.
Вторым способом является использование данных исследовательских компаний. Прежде всего, имеются в виду профессиональные исследовательские агентства, среди которых можно назвать Gallup Media (www.gallup.ru), "Комкон-медиа" (www.comcon-2.com), Monitoring.Ru (www. monitoring.ru). Ценность полученных ими данных состоит, во-первых, в том, что они получены независимыми и авторитетными в этой области компаниями, а во- вторых, иго данные собраны и представлены в той форме, к которой привыкли традиционные рекламные агентства и большинство крупных рекламодателей.
От размера аудитории сайтов, включенных в рекламную кампанию, зависит, какой охват будет у рекламной кампании, какое количество пользователей увидит рекламу. При этом следует понимать, что общая аудитория будет несколько меньше, чем при простом суммировании аудитории каждого из сайтов, что вызвано так называемой "пересекаемостью аудиторий" - часть пользователей одного сайта посещает и другие сайты из заданной выборки.
Важным является и определение количества средств, которое следует вложить в каждое из рекламных направлений. Оптимальным будет такое количество показов рекламы и времени ее размещения, когда обращение достигает значительной доли целевой аудитории ресурса, при этом количество воздействий в среднем на каждого пользователя будет соответствовать оптимальному.
Одним из важнейших факторов является стоимость одного контакта рекламы с аудиторией. Как правило, сайты с четко сегментированной аудиторией имеют более высокую стоимость, чем ресурсы, направленные на всех пользователей Сети. В связи с этим имеет смысл не только ограничиваться подборкой сайтов по строго заданным тематикам, но и использовать в рекламной кампании ресурсы, "работающие на широкий охват". В любом случае важной является стоимость охвата именно целевого сегмента.
При выборе рекламных площадок необходимо понимать основные ценовые модели размещения рекламы (Flat Fee, СРМ, CPC, CPA, CPS).
1) Фиксированная плата (Flat Fee Advertising)
Одна из наиболее популярных ценовых моделей размещения рекламы: размещение рекламы без учета количества показов и нажатий. Многие web- сайгы стремятся разместить баннер рекламодателя на одной или нескольких своих страницах, взимая за это фиксированную плату в месяц. Стоимость зависит от посещаемости страниц, тематики сервера, расположения рекламы на странице.
По своему типу данная ценовая модель похожа на размещение щитовой рекламы на улицах города, где оплата также идет из расчета на время - за неделю, месяц и т.д.
2) СРМ (Cost per thousand, М - римская цифра тысяча)
Стоимость за тысячу показов рекламы является наиболее распространенной ценовой моделью в Сети. Расчет идет за количество показов, подсчет которых ведет программа. Система считает, что показ был осуществлен, если браузер пользователя загрузил баннер, но сам пользователь может его так и не увидеть. Такая ситуация вероятна, если баннер загружается внизу страницы, а пользователь, не прокрутив ее до конца, не увидит рекламу. Или баннер вверху страницы загружается с запозданием и пользователь, не дождавшись его загрузки, прокручивает страницу вниз. Возможна и обратная ситуация, когда пользователь увидел баннер большее количество раз, чем показала система (браузер может закешировать баннер после его первой за-
грузки и показать еще раз уже на другой странице без обращения к серверу). Эти погрешности не следует сбрасывать со счетов.
На базе СРМ часто калькулируется стоимость размещения рекламы на телевидении и радио. В Рунете у серверов, продающих показы баннеров, СРМ колеблется от 2 до 50 долларов.
Все последующие ценовые модели являются уникальными и не находят аналогов в традиционной рекламе. Они основываются на данных по взаимодействию пользователя с рекламой, веб-сайтом и другими механизмами, включая системы размещения заявок и заказов.
3) CPC (cost per click)
Стоимость за тысячу нажатий на рекламный баннер. Ценовая модель, при которой рекламодатель платит непосредственно за нажатия на свои баннеры, а не за то, сколько раз они были показаны. В Рунете у серверов, продающих клики, СРС обычно составляет 200-300 долларов за тысячу кликов.
4) CPV (cost per visitor)
Стоимость за тысячу посетителей. Данная ценовая модель аналогична СРС, но более сложно поддается подсчету (учет можно вести только непосредственно на стороне рекламодателя) и поэтому получила меньшее распространение.
5) CPA (cost per action)
Ценовая модель, при которой рекламодатель ведет расчет с издателем, разместившим рекламу за конкретные действия привлеченных посетителей. Так, например, расчет может производиться за количество заполненных анкет, подписки на определенные сервисы, заполнение заявок и т.д. Этот ценовой принцип, наряду с СРА, наиболее часто используется в партнерских программах.
6) CPS (cost per sale)
Ценовая модель, при которой рекламодатель ведет расчет с издателем, разместившим рекламу, базируясь на продажах привлеченным посетителям. Принцип похож на СРА и также используется преимущественно в партнер-
ских программах. Отличием здесь является фиксация не только совершения покупки, но и непосредственно суммы покупки. Соответственно, оплатой является не фиксированная цена действия, а процент от продаж.
С точки зрения автора наиболее "безопасной" является последняя модель, менее "безопасной" - первая. Однако это ни в коей мере не означает, что первая модель является наиболее предпочтительной - все зависит от сравнительной пропорции цен для каждой из моделей и типа рекламируемого продукта.
Обычно на одном и том же сайте существует сразу несколько схем воздействия на аудиторию. Это может быть размещение баннера на главной странице, показ рекламы случайным образом на всех страницах сайта, контекстный показ рекламы по заданному списку ключевых слов поиска (при наличии на сайте поисковой системы).
Каждая из этих возможностей представляет собой схему размещения рекламы на сайте. Правильный выбор схемы должен позволить найти оптимальное соотношение между эффективным воздействием на всю аудиторию ресурса, охватом максимальной доли целевой аудитории, представленной на сайте, и обеспечением необходимой частоты воздействия в пересчете на одного пользователя.
От места размещения рекламы зависит, насколько она заметна, насколько она привлекает внимание пользователей, а также как она ими воспринимается. На каждом из сайтов обычно существуют определенные правила, где и как на страницах размещается реклама, однако даже при такой схеме необходимо осознанно подходить к выбору предлагаемых вариантов размещения рекламы.
В число возможных вариантов размещения рекламы обычно входят размещение вверху, внизу или посередине страницы. Самым оптимальным является последнее, особенно если баннер находится на первом экране (если страница состоит из нескольких экранов). Для двух оставшихся вариантов
предпочтение имеет размещение баннера вверху страницы, так как при таком размещении отклик обычно выше.
Согласно исследованиям, проведенным сайтом ww.webreference.com, баннер, расположенный ниже на 1/3 от верха экрана, дает CTR на 70 % больше, чем баннер, расположенный в самом верху.
Помимо схем размещения рекламы не менее важным является принятие решения о средствах интернет-рекламы. Исходя из целей и задач рекламной кампании необходимо определить то, какие средства задействовать при реализации рекламной стратегии.
Таблица 3
Выбор средств интернет-рекламы в зависимости от поставленных целей и задач фирмы.
| Цели и задачи | Основные средства интернет-рекламы |
| Создание благоприятного имиджа фирмы | Интернет-сайт, баннерная реклама, поисковые машины |
| Обеспечение доступности информации | Группы новостей, e-mail реклама, интернет-сайт, поисковые машины |
| Вывод на рынок нового товара | Группы новостей, e-mail реклама, баннерная реклама, интернет-сайт, поисковые машины |
| Привлечение новых клиентов | Бннерная реклама, e-mail реклама, поисковые машины |
| Увеличение продаж | Интернет-сайт, баннерная реклама, поисковые машины |
Источник: разработано автором.
Правильный выбор средства интернет-рекламы позволит эффективно донести по потребителя рекламы рекламную информацию и получить отдачу затрачивая на это минимум средств.
Каждое средство интернет-рекламы имеет свою специфику и требует особого подхода. Например, работа с поисковыми машинами требует знания по оптимизации страниц сайта, знание Html и принципа работы поискового механизма, а например, чтобы создать слоган и сценарий для баннера, здесь уже нужно обладать маркетинговыми знаниями и креативным мышлением.
Тем, не менее, у каждого средства есть свои преимущества и недостатки, которые отражены в следующей таблице.
Таблица 4
Преимущества и недостатки основных средств интернет-рекламы.
| Средства | Аудитория | Преимущества | Недостатки |
| Интернет-сайг | В основном целевая | Широкий объем информации | Мало грамотных и удобных сайтов т.к. создаются непрофессионалами, а хороший сайт стоит дорого. |
| Баннерообменные сети | Широкая аудитория | Возможность сфокусированного показа рекламы | Негативное отношение при большом количестве баннеров на странице. |
| Группы новостей | Узко-целевая аудитория | Дешевизна, наличие заинтересованных пользователей. | Небольшой охват целевой аудитории |
| Поисковые машины | Узко-целевая аудитория | Возможность показать рекламу под то слово, которое человек ищет | Дороговизна. Порой такое рекламное средство не укладывается в бюджеты. |
| e-mail реклама | Разнообразная аудитория | Преимуществом это средство обладает тогда, когда люди сами подписываются на получение информации по эл. почте, иначе это СПАМ | Сложно найти специализированную базу подписчиков. В основном её приходиться собирать самостоятельно, а это большие затраты времени |
Источник: разработано автором.
Итак, обладая знаниями о выборе рекламных площадок и средств рекламы, необходимо сформировать медиа-план, который является основным документом при проведении рекламных кампаний. О принципах и методике медиа-планирования будет изложено в следующем разделе.
3.2 Разработка медиа-плана.
Медиа-планирование в Интернете имеет ряд своих особенностей, которые возникают в связи с тем, что Интернет - это специализированное, высоко технологичное медиа-пространство.
При медиа-планировании следует учитывать ряд факторов и осуществляется комплекс действий, в результате которых разрабатывается документ, дающий представление о том, что рекламируется, какими средствами для какой аудитории и сколько это стоит. Комплекс действий и ключевых факторов приводиться в следующей схеме.
Схема 2
Комплекс медиа-планирования.
Разработка
медиа-брифа
Бюджет рекламной кампании
| Медиа-планирование | |||||
| Принятие решений о выборе рекламных площадок и средств рекламы | Расчет охвата аудитории | Расчет затрат на рекламу | |||
| Планирование времени (time-table) | Планирование схем размещения рекламы и форматов | Выбор видов таргетинга (фокусировок) | |||
| Планирование количества нажатий на баннер | Расчет стоимости одного нажатия на баннер | Индексирование рекламных носителей | |||
Разработка креативной стратегии и рекламных носителей
Источник: разработано автором.
Безусловно, первоначальным этапом медиа-планирования является разработка медиа-брифа, где отражаются цели и задачи рекламной кампании, а также дается характеристика рекламируемого объекта, аудитории, рынка и т.д. Уже на этом этапе закладывается концепция рекламной кампании, определяются сроки проведения, и продумывается предварительная креативная стратегия. Подробнее о медиа-брифе рассказывалось в предыдущем разделе данной диссертации.
Если был опыт прошлых рекламных кампаний, схожих с той, которая планируется, то этот опыт может существенно помочь избежать прошлых ошибок и выйти на более профессиональный уровень рекламной активности. В этом случае уже будет известна реакция аудитории на разработанные рекламные носители, будут сведения о затратах и эффективности тех или иных рекламных действий.
В основном, рекламные кампании привязаны к каким-либо событиям, происходящим в фирме. Это может быть начало какой-нибудь маркетинговой акции, вывод на рынок нового продукта или услуги, или же стимулирование сезонного спроса. Это лишь небольшая часть событий, и в любом случае планирование времени рекламной кампании немаловажно. Рекламные кампании могут проводится по 1-2 недели или могут быть рассчитаны на месяц, после чего имеет смысл сделать перерыв, чтобы оценить эффективность проделанного и потом начать опять уже скорректированную рекламную кампанию.
Важным является и бюджет рекламной кампании. От его размера зависит и период, и интенсивность и качество рекламной активности. Бюджет формируется исходя из целей и задач, но при этом затраты не могут превышать доходную часть бюджета фирмы в целом, и это очевидно.
Если целью рекламной кампании является увеличение продаж, то бюджет устанавливается в процентах от прогнозируемого дохода. Так же существуют ситуации, когда целью рекламы является увеличение посещаемости сайта, а именно увеличение доли аудитории сайга фирмы в общей целевой аудитории. Для фирмы это необходимо, прежде всего, для распространения информации об объекте рекламы и от того, насколько качественно будет охвачена аудитория и сколько людей «придут» на сайт, зависит объем бюджета.
На медиа-план, так же может повлиять и анализ рекламной активности конкурентов. Нужно знать, что делают другие для того, чтобы сделать лучше или понять, что лучше уже не получиться. Анализ конкурентов в плане
рекламы в Интернете - очень кропотливая задача, парой дающая лишь примерное представление, т.к. разные рекламодатели договариваются с вла-
*
дельцами рекламных площадок или с рекламными агентствами по-разному. Но, тем не менее, можно отслеживать рекламные места, сроки размещения и рекламный креатив, т.е. проанализировать, что именно рекламируют и каков творческий подход к созданию рекламных носителей.
Итак, проанализировав все факторы, влияющие на медиапланирование и имея сформированный медиа-бриф, который был описан выше, составляется перечень рекламных средств, которые будут задействованы в рекламной кампании. Такими основными средствами, для которых рассчитывается медиа-план, являются: 1)Тематические сайты; 2)Баннерные сети; 3)Поисковые машины;
Далее будет целесообразно привести медиа-расчет по каждому рекламному средству, с этой целью диссертант полагает необходимым привести некоторые ценовые модели и расчетные показатели, которые будут задействованы при медиа-планировании.
Таблица 5
| Обозначение | Описание показателя |
| AD Impression | Общее количество показов рекламных баннеров |
| AD Reach | Количество уникальных пользователей, которым был показан рекламный носитель |
| AD Frequency | Средняя частота показа рекламного носителя одному зрителю (AD Impression/ AD Reach) |
| CTR | Отражает эффективность демонстрации рекламных носителей и рассчитывается как отношение числа кликов на баннер (AD Click) к числу его показов (AD Impression) |
| CPM | Стоимость за 1000 показов рекламного носителя |
| Flat Fee | Фиксированное размещение рекламного носителя за определенный промежуток времени |
| CPC | Стоимость одного нажатия на баннер (клика). Рассчитывается как отношение затрат на рекламу к количеству кликов. |
| CPV | Стоимость одного посетителя. Рассчитывается на стороне рекламодателя как отношение затрат на рекламу к количеству посетителей. |
| Site Visit | Прогноз количества переходов посетителей на рекламируемый сайт с рекламного носителя. Рассчитывается как произведение AD Impression и CTR |
Источник: разработано автором.
Почти любая рекламная кампания в Интернете не обходиться без использования тематических сайтов для контакта с аудиторией. В Сети можно определить следующие виды сайтов, которые могут быть интересны при планировании рекламы:
1. Интернет-сервисы. Например, почтовые службы, службы хостинга и т.д.;
2. Конгенг-проекты. Сайты нацеленные на определенную тему, например, www.guitars.ru (все о гитарах) или www.auto.ru (все про автомобили);
3. Новостные сайты. Характеризуются как интернет-СМИ, например,
< www.lenta.ru,www.dni.ru;
Определив ряд сайтов, рассчитывается охват аудитории, который возможен по каждому сайту. Размер аудитории, на которую предстоит воздействовать, может быть ограничен по 2-м причинам:
А) исходя из бюджета рекламной кампании, т.к. небольшой бюджет ведет к меньшему охвату;
Б) исходя из возможностей сайта, т.е. сайты не предоставляют того объема аудитории (небольшая посещаемость), которая может быть охвачена при большом бюджете. В этом случае финансовые средства перераспределяются
< на другие рекламные средства;
Подсчет размера аудитории происходит благодаря независимым сервисам статистики, таким как, например, Rambler.ru, Spylog.ru, Mail.ru и т.д. Если владелец сайта предлагает свою статистику посещаемости, то существует риск быть жертвой обмана и не получить желаемый результат.
При подсчете аудитории сайта учитываются такие показатели как:
Уникальные посетители сайта или страницы, где будет размещена реклама. При этом системой статистики подсчитываются уникальные ір-адреса браузеров (программа просмотра интернет-страниц). Но здесь есть и погрешность, например, если выход в Интернет группы людей происходит
через proxy-сервер, то учитывается один ір-адрес, т.е. как будто в Интернет вышел один человек.
Хиты - обращения пользователя к странице, исключая перезагрузки. Повторный хит засчитывается при повторном обращении пользователя к странице по истечении 60 секунд по умолчанию.
Это ключевые показатели, но из них можно вычислить еще один - среднее количество просматриваемых страниц одним пользователем. Вычисление происходит путем деления хитов на уникальных посетителей. Этот показатель можно не заносить в медиа-план, но анализируя сайт, как будущее место размещения рекламы, это знать полезно.
Проанализировав сайты на предмет их аудитории и посещаемости, а также имея договор с вэб-издателем (владельцем сайта), где указаны цены размещения рекламы, места, способы и сроки, можно сформировать часть медиа-плана, а именно раздел по тематическим сайтам, который должен выглядит примерно следующим образом:
Таблица 6
Раздел медиа-плана по тематическим сайтам.
| I www-pecypc | Место разме щения | .Период | 1нед | Time-table | ||
| 2нед | Знед | 4 нед | ||||
| 468 | 01.09.03 | |||||
| х60, | ||||||
| www.auto.ru | верх, | X | X | |||
| стати- | 30.09.03 | |||||
| ка | ||||||
| 120 | ||||||
| хбОО, | 01.09.03 | |||||
| WWW. | сира- | X | X | |||
| і carexpert.ru | ва, | 30.09.03 | ||||
| 9 | стати- | |||||
| I | ка | |||||
Продолжение таблицы см. на следующей странице.
Ед. измерения, стоимости размещения
К-во | Кол-во единиц J показов,
(АП

| Стоимость за 1000 показов (СРМ), $ | Стоимость размещения, ($) | Коэффициент отклика, (CTR), % | Прогноз кликов (переходов), Site Visit | Стоимость за клик, (СРС), $ |
| 5,0 | 2 000 | 0,80 | 3 200 | 0,6 |
| 6,5 | 4 550 | 1 | 7 000 | 0,65 |
| 6 450 | 10 200 |
Расчеты:
1) Количество показов (AD Impression) =Ед. измерения стоимости размещения х к-во единиц;
- для www.auto.ru : 1 000 * 400=400 000 показов;
- для www.carexpert.ru : 1 000 * 700=700 000 показов;
2) Стоимость размещения = СРМ/1000 * AD Impression;
- для www.auto.ru : 5/1000 * 400 000=2 000 $;
- для www.carexpert.ru : 6,5/1000 * 700 000=4 550 $;
3) Прогноз кликов (переходов) = AD Impression * CTR;
- для www.auto.ru : 400 000 * 0,8/100 = 3 200 переходов;
- для www.carexpert.ru : 700 000 * /100 = 7 000 переходов;
4) Стоимость за клик, (СРС) = Стоимость размещения / Прогноз кликов (переходов);
- для www.auto.ru : 2 000 / 3 200 = 0,60 $;
- для www.carexpert.ru : 4 450 / 7 000 = 0,65 $;
В качестве примера использовалось медиа-пространство сайтов автомобильной тематики, на которых можно рекламировать связанные с этой темой товары и услуги, например автомобили, масла, авто-магнитолы и т.д.
Получается, что при публикации рекламных беннеров тиражом в 1 100 ООО показов можно привлечь 10 200 посетителей на сайт, затратив при этом 6 450 долларов США. Но, ігри прогнозе, количество в 10 200 посетителей нужно еще скорректировать на процент «не дошедших» до сайта посетителей с сайга вэб-издателя. Это связанно с тем, что посетитель, нажав на баннер, может не дождаться загрузки страницы из-за низкой скорости соединения с Интернетом или просто отвлечься на более важные дела. Такой процент «не дошедших» может достигать от 5 до 20 процентов.
Как уже отмечалось, при планировании рекламы в Сети используются не только тематические сайты, а также баннерные сети и поисковые машины.
Довольно широкое применение получили именно баннерные сети, за счет большого охвата, возможности фокусировок и относительно небольшими затратами.
Расчет медиа-баинга в баннерных сетях можно осуществлять следующим образом:
Таблица 7
Раздел медиа-плана по баннерным сетям.
> Продолжение таблицы см. на следующей странице.
| ' Сеть , | Размер | Фокуси- ровка . | Time-table 01.09.03 - 30.09.03 | Количе- | Ед. измере- | К-во | |||
| носи теля | 1 вед | 2 нед | Знед | 4 нед | стер дней | НИЯ стоимости размещения | единиц | ||
| www.LBN.ru | 468 х 60 | По городам (Москва) Кр. выходных | х | х | X | 15 | 1000 | 2 000 | |
казов, (AD Impression)
2 000 000
Суточная норма по- ; казов
133 333
Расчеты:
1) Количество показов (AD Impression) = Ед. измерения стоимости размещения х к-во единиц; 1 000 * 2 000 = 2 000 000 показов;
2) Суточная норма показов = AD Impression / количество дней;
2 000 000 / 15 = 133 333 показа;
3) Стоимость размещения = СРМ/1000 * AD Impression;
1 /1000 * 2 000 000 - 2 000 $;
4) Прогноз кликов (переходов) = AD Impression х CTR;
2 000 000 * 0,4 /100 = 8 000 переходов;
5) Стоимость за клик, (СРС) = Стоимость размещения / Прогноз кликов (переходов); 2 000 / 8 000 = 0,25 $;
Данные расчеты производились автором для баннерной сети LBN (Land banners network). Так же в плане могут быть задействовано несколько сетей, которые различаются между собой: форматами рекламных баннеров, правилами их изготовления и количеством участников сети.
Отличие плана по баннерным сетям от плана по тематическим сайтам заключается в том, что план баннерных сетей дополняется полем по фокусировкам (таргетингу), расчетам количества дней рекламной кампании и суточной нормой публикаций рекламных баннеров.
В приведенном плане указана фокусировка по городам и дням недели, т.е. рекламная кампания будет нацелена на Москву, и баннеры будут публиковаться только по рабочим дням. Например, продажа автомобилей какой- нибудь компанией осуществляется в московском регионе и для богатой аудитории, которая пользуется Интернетом в основном на работе и в рабочие дни, а в выходные принято считать основную аудиторию Интернета, состоящую из подростков и студентов, не имеющих работу и выходящих в Интернет из дома или из компьютерных клубов. Такая аудитория естественно не является целевой для компании-продавца автомобилей, поэтому фокусировка показов баннеров по дням недели является необходимой и полезной в рекламных интернет-технологиях.
Как уже отмечалось, баннерная сеть дешевле в использовании, это доказывают и приведенные выше расчеты. При использовании тематических сайтов можно привлечь около 10 000 посетителей, но при этом стоимость одного посетителя будет равна примерно 60 центов. В баннерной сети стоимость посетителя меньше - 25 центов, но при этом привлекутся 8 000 посетителей, и потратится на это 2 000 долларов.
Хотя баннерная сеть выглядит привлекательной для рекламодателя исходя из вышеизложенных обоснований, но все-таки она имеет ряд недостатков:
1) Для каждого товара в баннерной сети свой объем аудитории, которой порой может быть не достаточно для реализации плана по охвату рекламной кампании;
2) Баннерные сети могут «не докручивать» баннерные показы из-за сбоев или недобросовестной работы администраторов сетей, отдавая приоритет по «открутке» баннеров другому рекламодателю;
3) Баннерная сеть не имеет постоянного ядра лояльной аудитории в отличии от рекламы на тематических сайтах, а это может быть востребовано в зависимости от целей рекламной кампании;
Плюсы и минусы есть везде, поэтому нельзя строго судить, что лучше для рекламы, сайты или баннерные сети. Все зависит от целей и задач и главное
уметь применить любое рекламное средство для достижения позитивных результатов рекламной кампании.
Далее речь пойдет о планировании рекламы в поисковых машинах. В плане баннерой рекламы там дела обстоят так же, как и с тематическими сайтами и методика медиа-планирования в принципе схожа, поэтому освещать отдельно это не стоит, а такой вид рекламы, как контекстная, заслуживает внимания из-за своей специфики.
Контекстная реклама в поисковой машине работает следующим образом: пользователь в строке поиска вводит слово или словосочетание того, что хочет найти. При этом выдаются результаты поиска, в которых появляется реклама соответствующая заведомо составленным словосочетаниям и словам рекламодателя, которые совпадают с искомыми словами посетителя (потребителя рекламы).
Такой вид рекламы зарекомендовал себя как надежный способ воздействия на целевого потребителя рекламы. Здесь главное правильно составить поисковые слова, характеризующие рекламируемый продукт и благодаря которым посетитель увидит рекламное сообщение.
На практике это выглядит следующим образом. Например, нужно прорекламировать компьютеры и оргтехнику. Составляются поисковые слова: принтер, компьютер, сканер, модем и т.д. Затем эти слова или словосочетания отправляются администратору поисковой машины, который активирует рекламу по этим словам.
Далее, потенциальный клиент заходит в «поисковик» и хочет подобрать себе, допустим, принтер. Он вводит в поисковое окно слово «Принтер».
Ценовые модели и расчетные показатели при медиа-планировании.
Рис. 5
Пример баннера при контекстной рекламе в результатах поиска.
•Пол
| Endex | Г* Искать в найденном | |
| Яхадр: [принтер | Найти | Расширенный поиск | |
| Няйдется все | Век» Каталог Новости | Маркет Экадаотопсдии Картин»! |
струйный принтер Epson Stylus С82
Altfuqeo
EPSON
'нулптмягка: страниц- 2205762, серверов - иг менее 908.1 Зптмгтмк» с.ав»: нрттер 6473529 І «яра»* та мтад: пртякр 64S03
"^'Компьютеры > Принтеры
•^Компьютеры» Растодкме материалы -• Картриджи для ярюттеро»
■^Компьютеры > Принтер»! > Матричные іфкхтерм ^&Компьютеры м с»вь > Накіїеше > Принтеры
1 Prmt-ctty - купи цветной лазерный принтер от Lexmark OKI Axis Xerox Canon | Поквнп. найденные слои Pnnt-oty ыатркчиь». струйные. лагерные принтеры
на потребительском рынке, компаній Lennuk International представила полную линейку струйных прюпере». включающую уннверсалвные струйные модели и
http ратей-aty nV - 17 КБ • строгое соответствие
Стоимость контекстной рекламы зависит от количества показа купленных слов. Но, как узнать, сколько показов дает одно слово, чтобы рассчитать бюджет? Делается это следующим образом: у представителя поисковой машины нужно запросить, статистику, которая показывает, сколько
раз слово запрашивалось за месяц. Как установлено в ходе диссертационного исследования, слово «принтер» запрашивалось 22 450 раз. Благодаря этой цифре, можно понять, что покупать 1000 показов мало для такой аудитории, а 70 000 - слишком много.
Завершив анализ, принимается решение, например, необходимо в поисковой системе Yandex купить 22 000 контекстных показов слова «принтер» на период - 30 дней. 1000 контекстных показов в Yandex стоят 40 долларов США. Расчет такой: 40 / 1000 * 22 000 = 880 долларов. Таким образом, в течении месяца, для пользователей, которые будут искать слово «принтер», будет демонстрироваться баннер рекламодателя в результатах поиска.
Контекстная реклама может быть и дорогой и дешевой, все зависит от специфики купленных слов. Так, проведенное автором исследование показало, что в системе Yandex за месяц происходит более 277 000 запросов по слову «автомобиль» и связанных с этим словом словосочетаний. Далее приводиться статистика первых десяти слов и словосочетаний по авто-теме.
| Всего запросов: | 277303 |
| автомобили | 18605 |
| продажа автомобилей | 7857 |
| подержанные автомобили | 2932 |
| автомобили в кредит | 2860 |
| японские автомобили | 2288 |
| продажа подержанных автомобилей | 2067 |
| автомобили из германии | 2004 |
| тюнинг автомобилей | 1494 |
| автомобили ваз | 1492 |
| прокат автомобилей | 1429 |
Эта статистика, так же, показывает интерес аудитории к темам, связанным с авто-тематикой. Но если рекламодатель захочет охватить всю аудиторию, интересующуюся автомобилями, то необходимо будет выкупить не менее 250 000 показов за месяц, и затратить на это 10 000 долларов США.
Разработка медиа-плана, как по контекстной рекламе, так и по рекламе в баннерных сетях и на сайтах — это подготовительный этап при реализации рекламной кампании. После чего наступает сам этап проведения рекламной кампании и затем начинается процесс подведения итогов и оценки эффективности рекламной кампании.
Практическая методика оценки эффективности рекламных кампаний в Интернете будет рассматриваться в следующем параграфе диссертации.
3.3